Важен ли для франчайзи опыт в бизнесе: стоит ли покупать франшизу новичкам
Бизнес по франшизе привлекает многих людей, в том числе и тех, которые никогда не пробовали свои силы в предпринимательстве. У них есть желание открыть собственное дело, средства на развитие бизнеса, но нет необходимых компетенций. Стоит ли начинающим предпринимателям покупать франшизу или этот бизнес больше подходит опытным бизнесменам? Многие владельцы франчайзинговых сетей считают, что предпринимательский опыт франчайзи – вовсе не обязательное условие для успешного развития франчайзинговой точки.
Почему опыт не важен для франчайзи?
• Прежде чем запустить бизнес, хороший франчайзор просчитает риски будущего партнера и только в случае успешного прогноза согласится на сотрудничество. Так что начинающий бизнесмен может быть уверен в перспективах своего дела, получив оптимистичный сценарий развития проекта.

• Начинающему франчайзи не надо изобретать велосипед. Франчайзор предложит новому партнеру уже готовую схему работы, которая позволит при определенных усилиях сделать бизнес успешным. Франчайзи получит модель организации бизнес-процессов, правила привлечения и обслуживания клиентов, план по запуску и работе проекта.

• Модель ведения бизнеса во многих франшизах настолько отточена, что для покупателей франшиз не важно даже специальное профессиональное образование. Например, медицинские или аптечные франшизы подразумевают, что руководить проектом может франчайзи, у которого нет диплома об окончании медицинского вуза или техникума. Новичок сможет компенсировать отсутствие компетенций алгоритмом и схемами деятельности от франчайзора.

• Франчайзи может рассчитывать на помощь правообладателя франшизы. В случае вопросов или проблем новый партнер может обратиться в головную компанию, чтобы согласовать свои действия или получить консультацию по любому вопросу. Обычно франчайзоры не бросают франчайзи один на один с проблемами, а всячески помогают.

• Предприниматель, который начинает свой собственный бизнес вынужден тратить много времени и сил, чтобы его торговая марка стала узнаваемой. Порой на это уходят годы работы. Франчайзи, который открывает проект под крылом крупной компании, может не заниматься рекламой. Тренд, который он будет представлять, скорее всего, уже знают как успешный и достойный внимания. К тому же франчайзи, как правило, не надо самостоятельно продумывать рекламную кампанию и осуществлять ее проведение.

• Франчайзи не надо искать поставщика расходных материалов, обучать сотрудников. Часто все эти заботы берет на себя франчайзор, а новому партнеру-новичку необходимо только в точности выполнять его указания.

Кому не подходит франчайзинг?
Часто франчайзоры считают «минусом» предпринимательский опыт будущего партнера из-за того, что франчайзи с багажом ведения собственного бизнеса будет сложно подчиняться общим стандартам и согласовывать работу с головной компанией.

Франчайзинг противопоказан людям, которые не готовы мириться с контролем сверху и хотят самостоятельно на условиях единоначалия руководить своим делом. Обычно они негативно воспринимают указания франчайзоров, порой игнорируют их требования. В итоге такое сотрудничество обычно заканчивается финансовым провалом или расторжением договора.


Также неудачи ждут франчайзи, которые видят себя исключительно в роли инвесторов и надеются, что проект заработает самостоятельно по схеме, представленной франчайзором. Если франчайзи не вкладывают в проект силы, время и энергию, то рассчитывать на его успешность не стоит, независимо от того, кем является франчайзи – новичком в бизнесе или предпринимателем с опытом.
Рекомендации по выбору франшизы для начинающих предпринимателей :
• Необходимо выбирать нишу, которая интересна. Не стоит заниматься делом, которое кажется прибыльным, но заставляет зевать от скуки. Любой даже самый успешный франчайзинговый проект будет работать с прибылью только при вовлеченности владельца. Если начинающий бизнесмен будет болеть за свое дело, то развиваться оно будет гораздо успешнее.

• Стоит выбирать франчайзора максимально придирчиво. На рынке франшиз есть много «пустышек». Некоторые франчайзоры обещают золотые горы, а их франчайзи впоследствии остаются ни с чем. Прежде чем подписать договор о сотрудничестве, следует узнать всю подноготную франчайзора, получить информацию о его финансах, пообщаться с уже работающими с ним франчайзи.

• Нужно настроиться на работу. Не надо надеяться на то, что успешным бизнес сделает лишь схема, предоставленная франчайзором. Организация работы на месте – задача франчайзи. Успех проекта во многом зависит от усилий самого предпринимателя.

Необходимо согласиться вести бизнес в качестве ведомого. Не все франчайзи готовы подчиняться и доверять целиком и полностью своему партнеру, но чаще всего только на этих условиях франчайзнговая компания готова к сотрудничеству.