ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА В КРИЗИС
Экономический кризис, вызванный резким снижением цен на нефть и пандемией коронавируса, больно ударил по бизнесу. Ситуация в стране затронула многие сферы деятельности. Однако есть компании, которые сумели с ним справиться и остаться на плаву. Пока малый бизнес в сравнении с крупным демонстрирует более высокую адаптивность в кризисный период. Мелкому и среднему предпринимательству помогают приспосабливаться к экономическому спаду поддержка со стороны государства и использование актуальных стратегий.
Какую поддержку государство оказывает бизнесу
Для того, чтобы бизнес справился с последствиями коронавирусной инфекции, Правительство РФ предусмотрело помощь в размере двух триллионов рублей. В меры поддержки включены: субсидии, налоговые послабления, введение временных запретов на проверки, банкротства и пр.

Так в течение мая-июня бизнесменам по заявкам перечислят из госбюджета финансовую поддержку в размере 12 130 рублей на каждого работника, деньги можно будет направить на выплату зарплаты.

Предпринимателям также предоставили возможность получить кредиты на выплату заработной платы сотрудникам по ставке 0% в течение первого полугодия и 4% - во втором полугодии.

До 2021 года малый и средний бизнес освободили от проверок со стороны различных ведомств. На шесть месяцев пролонгированы действия всех лицензий и разрешений.

Предпринимателей, работающих в сферах, которым коронавирус нанес наибольший урон, «отправили» на кредитные каникулы – то есть предоставили отсрочку по выплатам кредитов на полгода, а также уменьшили долги перед банками за счет перечислений субсидий из федерального бюджета банкам-кредиторам.

В группу наиболее пострадавших от «карантинных» ограничений из-за коронавируса включены: компании, работающие в сфере туризма, гостиничного бизнеса, общепита, культуры и досуга; бизнесмены, которые оказывают бытовые услуги, являются владельцами фитнес-клубов, учреждений дополнительного образования, стоматологических клиник, кинотеатров, музеев, выставок, магазинов, торгующих непродовольственными товарами.

Кроме того, государство ввело запрет на инициирование процедуры банкротства в отношении субъектов предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей, снизило вдвое страховые взносы для всех предпринимателей и организаций.
Преимущества малого бизнеса
В кризис, вызванный коронавирусом, и компаниям гигантам, и малому и среднему бизнесу, тяжело выживать и тем более развиваться. Между тем, у небольших компаний, индивидуальных предпринимателей и франчайзинговых сетей, есть преимущества, которые помогают им быстрее адаптироваться к существованию в условиях пандемии.
Малому бизнесу проще, чем крупному, решить экономические задачи – например, по выплате кредитов или заработной платы. Размеры кредитных займов у «малышей» и «среднячков» обычно скромнее, да и количество сотрудников – меньше, чему у компаний-гигантов.

Достоинство малого бизнеса – близость к потребителям, которая позволяет отслеживать тренды спроса и их трансформации. Малый бизнес быстрее реагирует на изменение потребительского спроса, в отличие от неповоротливых крупных компаний. Перепрофилироваться на выпуск другой продукции или перестроиться на оказание других более востребованных услуг «малышам» легче, хотя бы потому, что они не используют сложных, объемных технологий.

Владельцы малого бизнеса могут быстрее реагировать на ситуацию на рынке, принимать решения и реализовывать их, в отличие от крупных конкурентов.

Коронавирус заставил малый бизнес по-новому работать на фоне пандемии. Сети общественного питания, рестораны, кафе, которые ранее в основном работали для посетителей в залах, перепрофилировались на доставку готовой еды. Продовольственные и непродовольственные магазины начали развивать услуги доставки товаров, как и аптечные сети. Медицинские лаборатории расширили перечень своих услуг предложением тестирования на коронавирус и получили приток новых клиентов. Репетиторы, фитнес-тренеры теперь проводят уроки онлайн, и многие из них стали еще востребованнее.
Как «коронавирусный» кризис повлиял на франшизы
Конечно, многие франшизы ощутили удар по бизнесу, но многие продолжили развиваться и даже прирастать новыми партнерами. Экономический спад продемонстрировал жизнеспособность одних сетей и провальность стратегии других.

Потенциальным франчайзи сейчас проще найти надежный франчайзинговый проект – оценить конкурентоспособность франшизы и уровень ее устойчивости к ударам рынка, увидеть, насколько активно франчайзор поддерживает партнеров, помогает им справиться с экономическими проблемами.
«Коронавирусный» кризис смогут пережить не все франшизы, но те, что останутся на рынке, будут расти и развиваться в том числе за счет новых партнеров, которые сделают выбор в пользу надежных франчайзоров, способных подставить плечо в трудные времена.