Франшиза – отличный способ начать бизнес под крылом успешной компании. Главное, приобрести рабочую, а не фейковую бизнес-модель. Заключение договора франшизы в некоторых случаях сравнимо с покупкой кота в мешке. Дело в том, что в России деловые взаимоотношения между франчайзи и франчайзером регулируются статьей о коммерческой концессии Гражданского кодекса РФ, и компенсировать расходы за недееспособный проект не всегда возможно из-за условий договора с правообладателем.
Чтобы обезопасить себя от неприятностей, следует крайне внимательно подходить к выбору франшизы. Как распознать фейковую бизнес-модель? Проблемный проект можно отличить, если знать, на какие аспекты обращать внимание.
Как выявить франшизу – «пустышку»

1. Проверьте, сколько компания, предлагающая бизнес по франшизе, работает на рынке, и насколько она известна. Понятно, что франшизы, под громкими именами, например, такими как SUBWAY или KFС, скорее всего не вызовут вопросов, а вот малоизвестные бренды должны насторожить. Не стоит сотрудничать и с «новорожденными» компаниями. Чтобы выстроить действительно функционирующую франчайзинговую модель, требуются минимум 2-3 года работы.

2. Проведите юридическую проверку франчайзера: совпадают ли данные о владельцах компании, предоставленных вам, с данным на сайте налоговой, имеются ли у компании задолженности по налоговым платежам. Покопайтесь в картотеке арбитражных дел в интернете, вдруг уже кто-нибудь из неудавшихся франчайзи пытался предъявить финансовые претензии продавцу франшизы.

3. Оцените франшизу по бизнес-показателям. Не верьте обещаниям про золотые горы. Внимательно ознакомьтесь с бизнес моделью, которую предлагает франчайзер. Если прогнозы доходов и расходов не учитывают специфику территории, на которой вы собираетесь работать, и гарантируют повышенную рентабельность, стоит задуматься. Действительно ли прибыльна франшиза можно узнать, если посмотреть на тех, кто уже по ней работает. Пообщайтесь с теми, кто купил заинтересовавшую вас бизнес-модель, попросите их оценить сотрудничество с франчайзером.

4. Наведите справки, открывает ли торговая марка, под которой вы желаете работать, собственные точки или расширяет бизнес только благодаря франчайзи. Если основное направление работы компании – только продажа франшиз, будьте осторожнее. Возможно бизнес-проект не приносит прибыли, и франчайзер просто старается успеть «хапнуть» денег.

5. Насторожитесь, если франчайзер торопит с оплатой паушального взноса. Помните, «утром деньги, вечером стулья», сначала вы должны согласовать все детали открытия собственного дела по франшизе, получить аналитический отчет от франчайзера, убедиться, что дело «выгорит» и будет приносить прибыль, а только потом — оплатить выставленный счет.

6. Отдавайте предпочтение франшизам, которые гарантируют наличие эксклюзивной территории для ведения дела. В противном случае рядом с вами могут открыться конкуренты-франчайзи, которые спутают все карты и не позволят заработать.

7. Убедитесь, что после открытия и в процессе ведения бизнеса, франчайзер будет оказывать вам профессиональную поддержку. Например, за вами закрепят отдельного консультанта, предоставят подробные инструкции по маркетингу, операционной деятельности, кадровой работе. Желательно, чтобы франчайзер обеспечил обучение персонала не только до, но и после открытия и подошел к этому делу ответственно, а не спустя рукава.

Вложение денег должно быть обдуманным и приносить прибыль. Не ленитесь тщательно проверять франзайзера, с которым собираетесь зарабатывать, и, тогда у вас есть все шансы стать преуспевающим франчайзи.

С действительно надежными франчайзинговыми компаниями вы сможете познакомиться на нашей выставке Krasnodar Franchise Expo, которая пройдет в кубанской столице в выставочном центре «Экспоград Юг» 18-19 октября. Среди экспонентов выставочного мероприятия – известные бренды, которые уже доказали успешность своей бизнес-модели на рынке. Приходите, выбирайте и открывайте свое дело по франшизе!