НАСКОЛЬКО БЕЗОПАСЕН БИЗНЕС ПО ФРАНШИЗЕ — МНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИХ ЭКСПЕРТОВ
Многие считают, что бизнес по франшизе — гарантия безопасности и предприниматель, став партнером франшизной сети, надежно защищен от рисков. Конечно, вероятность «прогореть» с франшизой ниже, однако договор с франчайзером не всегда обеспечивает успех.

Действительно ли франшиза — это безопасный бизнес, где лучше выбирать надежные франшизы и на что стоит обращать внимание, чтобы не связаться с горе-франчайзором?

На эти вопросы мы попросили ответить основателя и директора по развитию ГК «Консалтика» Евгению Зябкину, эксперта по франчайзингу и руководителя каталога Franshiza.ru Анну Рождественскую и основателя Topfranchise.ru Виктора Большакова.
Евгения Зябкина
Основатель/директор по развитию Группы компаний «Консалтика»
— 100% безопасность бизнеса по франшизе никто не гарантирует, но бизнес по франшизе — это отлаженная бизнес-модель, стандарт деятельности, которая помогает франчайзи минимизировать свои риски.

Франшиза — это наиболее безопасный старт для начинающего бизнесмена, но успешность зависит как от начинающего предпринимателя, так и от конкретной франшизы. Чтобы сделать выбор, нужно оценить франшизу, узнать, как давно она существует на рынке. При выборе франшизы стоит обращать внимание также на то, как построены отношения франчайзора с конечным потребителей и франчайзи, на объем инвестиций, зарегистрирован ли товарный знак, по какому договору франчайзер работает с франчайзи — по договору коммерческой концессии, по лицензионному договору или как-то иначе. Кроме того, стоит опираться и на собственные предпочтения.
Если нравится ресторанный бизнес, то стоит выбирать франшизу, связанную с общепитом. Если нравится учительская деятельность, то стоит выбирать образовательные франшизы. Также при выборе франшизы необходимо посмотреть на действующие точки и пообщаться с другими франчайзи.

Выставка франшиз безусловно является надежной площадкой для выбора франшиз. Неопытному предпринимателю легче сделать выбор, когда можно посмотреть на несколько франшиз, напрямую пообщаться с собственниками или представителями со стороны франчайзера, собрать информацию из первых рук.

Франчайзинг в России — достаточно молодое понятие, и очень часто мы слышим от различных коучей, что франшиза — не совсем легальный бизнес. Да, у нас нет термина франшиза, но мы работаем на основе Гражданского кодекса РФ, согласно которому передача товарного знака и ноу-хау производится по договору коммерческой концессии. Бизнес по франшизе абсолютно легальный и является отличной работающей моделью масштабирования бизнеса, причем довольно старой — официально франшиза, как бизнес-модель, появилась за десять лет до отмены крепостного права. Эта модель успешно работает во многих странах и уже активно развивается в России. В период экономических кризисов франшиза является «палочкой-выручалочкой» для предпринимателей, так как дает больше шансов на выживание в конкурентной среде. Уверена, что сейчас как раз такое временной отрезок, когда во франшизу стоит вкладывать деньги. Сейчас рынок франчайзинга на подъеме.
Анна Рождественская
Эксперт по франчайзингу, руководитель каталога Franshiza.ru
— Если франшиза выбрана правильно, то во франчайзинге шанс долгосрочного и успешного бизнеса однозначно выше. Предприниматель, покупая франшизу, получает весь накопленный опыт сети, готовый рецепт, как избежать ошибок, поддержку на этапе открытия, становления. Подчеркну, что очень важно осознанно выбирать франшизу и не ошибиться в выборе.

При выборе необходимо проверить франчайзора как контрагента, выяснить, насколько долго существует компания, как развивает франчайзинговую сеть, сколько у нее партнеров, какой договор заключает с франчайзи и зарегистрирован ли у нее товарный знак, проверить наличие судебных дел в открытой базе арбитражных судов. Информацию можно подчерпнуть из отзывов о франшизе и о сети. Если, к примеру, вы покупаете франшизу ресторана, то важно, чтобы это был успешный ресторан с хорошими отзывами и хорошей репутацией.
Если франчайзор продает франшизу на то, что сам плохо умеет делать, то это негативный сценарий развития. Стоит найти контакты уже действующих франчайзи и пообщаться с ними. Главное, не лениться и не «одурманиваться» с первого взгляда франшизой. Часто ошибки на стадии выбора делаются оттого, что франчайзи понравилась идея, он в нее влюбился и недостаточно скрупулёзно подошел к проверке и принятию решения.

Выставки франшиз удобны возможностью вживую пообщаться с франчайзорами, задать им вопросы. В режиме живого общения у продавцов франшиз нет возможности избежать «неудобных» вопросов. Если они отвечают максимально откровенно и предоставляют полную информацию — это уже хороший знак.

Не буду утверждать однозначно, что франчайзинг — универсальное решение для открытия бизнеса. Франчайзинг — модель не для всех. Это работа в системе, работа в команде, желание и умение слушать и быть в каком-то смысле ведомым предпринимателем, потому что, приобретая франшизу, необходимо играть по правилам сети и соблюдать ее стандарты. Многие предприниматели изначально к этому не готовы. При прочих равных условиях, при правильном выборе франшизы, франчайзинг — перспективная модель бизнеса.
Виктор Большаков
Основатель Topfranchise.ru
— Бизнес по франшизе — это бизнес по готовой, отработанной и проверенной бизнес-модели, которая должна быть успешной в любом уголке мира. Поэтому в идеале, бизнес по франшизе должен работать у всех, но на практике идеального бизнеса не бывает. Но все же «выживаемость» франшизных точек намного выше, чем у предприятий, которые предприниматели открыли самостоятельно.

Одним из факторов успешности франшизы является бизнес-модель. Прежде, чем покупать франшизу, стоит убедиться, что она хорошо работает, причем в разных городах. К примеру, в Москве и Краснодаре франшизные точки могут работать по-разному из-за того, что в этих населенных пунктах живут разные люди с разными интересами и предпочтениями. Поэтому рекомендую выбирать франшизы, которые подтвердили свою прибыльность в разных городах.
Разветвленная сеть — не единственный фактор оценки. Следует смотреть на историю бренда, нет ли у франчайзора судебных споров с франчайзи. Обязательно нужно оценить бизнес-план, все ли расходы учтены в расчетах, которые вам присылает франчайзор. Например, некоторые франчайзоры предлагают бизнес-план, в котором не предусмотрены траты на аренду помещения, поскольку они подразумевают, что франчайзи уже имеет помещение в собственности.

Очень важный момент, на который я прошу всегда обращать внимание — обратная связь от действующих партнеров. Попросите у франчайзора контакты уже работающих с ним франчайзи и постарайтесь пообщаться со всеми. Задайте им вопросы: довольны ли они сотрудничеством, помогает ли им франчайзор и как. В пользу франчайзора говорит не только большое количество франчайзи, но и большое количество точек. Если один франчайзи открывают более двух точек, это аргумент в пользу сотрудничества.

Безопасно или нет покупать франшизу? Конечно, на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Если человек никогда бизнесом не занимался, то стоит выбирать франшизу, где франчайзор его всему научит. Франшизу стоит выбирать, если бизнесмен не планирует масштабировать бизнес и его вполне устроить две-три точки. Но если опыт предпринимательства есть и есть желание строить свой большой, может даже международный бизнес, то лучше развиваться самостоятельно.

Для малого и макробизнеса — франшиза однозначно безопаснее, тем более, если франчайзор работает на совесть и заинтересован в развитии партнеров и франшизной сети.
Если вы хотите открыть свое дело по франшизе, но еще не определились со сферой деятельности или с франшизной компанией, приглашаем вас на выставку Krasnodar Franchise Expo, которая пройдет в кубанской столице 18−19 октября 2019 года.

Приходите, пообщайтесь с представителями франшиз, узнайте условия сотрудничества из первых рук. Возможно, выставка положит начало вашему бизнесу по франшизе.