Евгения Зябкина: «Кризис для франчайзинга — время роста»
Экономический кризис, вызванный коронавирусом, ударил по бизнесу. Среди пострадавших – франчайзинговые компании. Однако несмотря на мрачные прогнозы некоторых экспертов, на дно пошли далеко не многие игроки франчайзингового рынка. Для некоторых франшиз кризис стал толчком к развитию. Как франчайзинговые сети в России переживают кризисный период, снизился ли спрос на франшизы и почему кризисные моменты – инструмент для роста франшиз, в интервью рассказала основатель и директор Группы Компаний «Консалтика» Евгения Зябкина.
- В России, да и во всем мире бушует кризис, одной из причин которого стала пандемия коронавируса. Как кризис отразился на франчайзинговых сетях в нашей стране. Уже можно подвести итог: кто пошел на дно, а кому удалось выплыть?
- Кризис, безусловно, повлиял на франшизы в России, но говорить сейчас о последствиях его влияния пока рано. Могу сказать, что несмотря на непростую экономическую ситуацию, продажи франшиз не остановились. В апреле, когда вся страна осознала, что эпидемия коронавируса наступает, что страна в кризисе, люди, которые задумывались о покупке или создании франшиз, отложили принятие решения. Но по динамике мая уже видно, что и покупки франшиз возобновились, и их упаковка, и вывод на рынок.
На самом деле кризис на непродолжительный миг приостановил принятие решений собственниками франшиз и начинающими предпринимателями. На начало июня все вернулись к этому вопросу, потенциальные франчайзи с удовольствием рассматривают новые франшизы, как способ инвестирования накопленных средств и как способ дополнительного заработка. Кризис заставляет людей беспокоиться о завтрашнем дне, о том, как они будут зарабатывать. В кризисные моменты интерес к франшизам только возрастает, и это подтверждает мировая и Российская практика.
- Какие франшизы все-таки не выдержали испытание кризисом?
- Однозначно сказать, что какой-то вид франшиз пошел ко дну после апрельского и майского простоя из-за коронавируса, нельзя. Все пытались и пытаются выжить. Просели в ходе кризиса рестораторы. Среди потенциальных франчайзи они стали менее популярными. Но это временное явление, потому что про ресторанные франшизы не забудут. Они продолжат существовать, ведь эта услуга всегда будет востребована: люди будут ходить в рестораны, заказывать еду на вынос, с доставкой. Но спрос к ресторанным франшизам на фоне пандемии коронавируса изменился. Если у ресторана независимо от концепции нет интернет-магазина, то теперь это является основанием считать, что франшиза нежизнеспособна. Ведь ситуация, которую мы сейчас переживаем, может повториться. Соответственно важно, чтобы франчайзор учитывал эти обстоятельства и предусмотрел возможность дополнительного заработка, когда основной трафик покупателей уходит в онлайн.
- Кризис – это не только проблемы, но и возможности. Как кризис с пользой для себя используют франчайзинговые компании?

- Начнем с того, что огромное количество бизнеса в кризис получило вторую жизнь. Полгода назад франшизы, которые были представлены в интернете: интернет-магазины всевозможных товаров, услуги для бизнеса, огромный пласт b2b франшиз, часть юридических услуг, такие, как банкротство, например, были не очень востребованными. Многие потенциальные франчайзи считали такие франшизы странными, непонятными. Теперь эти франшизы обрели второе дыхание, так как предлагают новые возможности. Ведь эти франшизы и так жили на online-трафике. Они не нуждались ни в офисах, ни в крутых локациях в торговых центрах, и текущая ситуация с самоизоляцией никак существенно не изменила их работу.

Рынок франшиз чрезвычайно динамичен и постоянно трансформируется. Шесть лет назад лидерами по популярности были барбершопы. Четыре года назад начали руководить рынком языковые курсы, детские школы. Каждый год выходит что-то новое, интересное. Сейчас на коне интернет магазины, различные виды доставок, юридические и банковские услуги онлайн.

- "Сегодня многие компании создают новые франшизы, на рынке появляется огромное количество франшиз, которых вчера не было. Это постоянная динамка"
- Для потенциальных франчайзи кризис открывает новые возможности?

- Да, конечно. В кризисные моменты любой франчайзор более лоялен к своему франчайзи и может предложить более выгодные условия сотрудничества, ведь для него франшиза - тоже источник дохода. Кризис выгоден в плане подбора локаций для размещения бизнеса – сейчас аренду помещений предлагают по сниженной ставке, ведь многие арендаторы съезжают, а владельцы помещений заинтересованы в надежных арендаторах.
- При выборе франшизы в кризис нужно ли как-то по-особенному подходить к анализу потенциальных партнеров?

- Если уж человек решил бросить тот вид деятельности, которым ранее занимался, и вложить силы и энергию в бизнес по франшизе, ему безусловно сегодня крайне важно понять насколько франшиза жизнеспособна. Покупать франшизу, которая находится в убытке по причине пандемии, смысла не вижу. Находясь в сложной ситуации, франчайзор не сможет уделить достаточно большое количество времени франчайзи. Кроме того, бизнес будет еще довольно длительное время находиться в стагнации, так что прибыли в этом случае ждать не стоит.

Сейчас огромное количество жизнеспособных франшиз. В топе, например, медицинские франшизы, которые в кризис предлагают востребованные населением услуги и будут продолжать развиваться.

При выборе франшизы необходимо внимательно смотреть на состояние бизнеса, не только слушать, что говорит франчайзор, но и проверять его слова. Например, собрать отзывы, пообщаться с действующими франчайзи (при наличии), обязательно лично приехать и посмотреть на то, как и чем живет франчайзор.

- Для того, чтобы найти надежную франшизу, необходимо использовать надежные каналы для поиска. Является ли выставка франшиз площадкой, где стоит искать партнеров?


- Выставка франшиз – одна из нескольких площадок, где франчайзи может найти интересные и успешные франшизы. Сегодня некоторые выставки перешли в онлайн и превратились в агрегаторов заказов франшиз.

Как минимум, выставки - это территория доверия, которая предоставляет возможность выбрать из десятков, а то и сотен вариантов. Конечно, затем стоит самостоятельно еще раз проверять франчайзинговый проект, прежде чем принять окончательное решение о сотрудничестве, но посещать такие мероприятия, тем, кто находится в поиске, стоит точно.

- Спасибо за интервью.