Как создать франшизу и сделать ее успешной: рекомендации экспертов
Многие предприниматели рано или поздно сталкиваются с желанием расширить свой бизнес. Для масштабирования дела чаще всего открываются новые точки – магазины, рестораны, офисы. Но в последнее время все больше российских бизнесменов выбирают для себя другой путь – создают франшизу и расширяют бизнес с помощью организации собственной франчайзинговой сети.
В чем преимущества франшизы
Создание франшизы – «размножение» собственного бизнеса с помощью партнерства. Владелец франшизы передает франчайзи-партнерам право ведения дела под своим брендом и по его бизнес-модели, но за свою помощь и «имя» получает деньги.
У такого способа масштабирования бизнеса есть «плюсы»:
• Владелец франшизы получает возможность расширить бизнес, не вкладывая средства в создание новых точек. Деньги вкладывают партнеры. Они арендуют помещения, закупают оборудование и расходные материалы, платят зарплату сотрудникам.

• Франчайзор получает деньги от партнеров. Франчайзи платят паушальный внос – лицензионное вознаграждение, а также отчисляют роялти – регулярные платежи за пользование франшизой. Таким образом, владелец франшизы получает стабильный доход с точки, в которую не вкладывался финансово.

• Франчайзор может открыть десятки новых точек своего проекта, не тратя собственные средства, и зарабатывать во много раз больше, чем если бы развивал бизнес самостоятельно.
Кому подходит масштабирование бизнеса с помощью франшизы
Не стоит думать, что развитие бизнес-проекта с помощью создания франшизы – вариант, подходящий абсолютно всем. Чтобы франшиза прирастала новыми точками и успешно развивалась, компания должна соответствовать нескольким критериям.
1
Во-первых,
бизнес должен приносить весомую прибыль и желательно в сжатые сроки. Если это не так, то франчайзи вместо успешного проекта получат франшизу-пустышку. В этом случае покупателей на франшизу будет найти крайне затруднительно.
2
Во-вторых,
у развития бизнеса должны быть длительные перспективы. Если заработок будет ограничиваться несколькими годами, то «отбить» вложения франчайзи не успеет, поэтому и вкладываться в такую франшизу вряд ли захочет.
3
В-третьих,
владелец франшизы должен обеспечить качественную поддержку партнерам. Если франчайзор категорически не желает «нянчиться» с франчайзи или не готов им предоставить полный пакет документов, регламентов и инструкций, то рассчитывать на бурный рост франчайзинговой сети не стоит: и франчайзи разбегутся, и слава о бизнесе пойдет дурная.
Как создать франшизу
Создание франшизы – процесс, имеющий много тонкостей. Если франшизу как следует не «упаковать», то можно не надеяться, что бизнес партнеров будет удачным, а, значит, на доход и рост сети можно не рассчитывать. Кроме того, непрофессиональная «упаковка» франшизы грозит весомыми финансовыми потерями: вместо надежных партнеров, которые будут развивать бизнес-сеть и приносить доход, можно обзавестись конкурентами, которые будут пользоваться наработками, но не заплатят за это ни копейки.
Чтобы создать франшизу необходимо разработать пакет документов, который включает в себя подробное описание всех бизнес-процессов. Франчайзор должен создать для своих будущих франчайзи максимально подробную и понятную инструкцию о том, как вести дело. В документах должно быть прописано все – от требований к площади и дизайну помещений, до распорядка дня сотрудников и размера их заработной платы. Для сопровождения франчайзи также потребуются: бизнес-план, должностные инструкции, регламенты работы, руководство по использованию фирменного стиля, стандарты обслуживания, договоры о сотрудничестве и многое другое.

Кроме разработки подробного руководства по эксплуатации бизнеса, франчайзор должен позаботиться о регистрации собственной торговой марки. Собственный бренд необходимо надежно юридически защитить от конкурентов, чтобы никто не мог воспользоваться торговой маркой и опытом работы владельца бренда для заработка.

Следующим шагом для создателя франшизы должна стать проверка работоспособности франчайзингового проекта на практике. Франчайзор должен убедиться, что по его инструкции бизнес партнера действительно начнет работать и приносить прибыль. Эксперимент с первым «пилотным» франчайзи эксперты рекомендуют проводить в течение года, чтобы выявить все проблемы, которые могут возникнуть в ходе совместной работы. Если опыт окажется удачным, то можно запускать продажу франшизы и растить собственную сеть.
Добросовестная продуманная упаковка франшизы – гарантия успешного роста франчайзингового проекта. Компании, профессионально занимающиеся упаковкой франшиз, станут участниками Международной выставки франшиз Krasnodar Franchise Expo, которая состоится в столице Кубани 16-17 октября 2020 года. Посетители выставочного мероприятия смогут пообщаться с представителями «упаковщиков» франшиз, получить ответы на вопросы и, в случае заинтересованности, воспользоваться их услугами.