КАК ВЫБРАТЬ ФРАНШИЗУ СРЕДИ КОНКУРЕНТНЫХ БРЕНДОВ: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И «ОПАСНЫЕ» ПРИЗНАКИ
Рынок франшиз в России наводнен разнообразными предложениями. По данным каталога Franshiza.ru, на начало 2019 года в стране работало более 2 250 франшизных компаний. Эксперты отмечают, что число франшиз растет рекордными темпами, как и спрос на них.

Покупка франшизы сегодня не проблема, главное, правильно выбрать нишу для деятельности и надежного партнера. Если со сферой будущего бизнеса потенциальному франчайзи можно определиться, основываясь на прогнозах экспертов о ситуации на рынке и собственных предпочтениях, то выбор надежного франчайзора – вопрос куда более ответственный.

Как отличить слабого игрока от сильного и перспективного на рынке франшиз? Делая выбор между конкурентами, действующими в одной нише, необходимо учесть несколько параметров, среди которых цена — далеко не главный.

Значимые критерии сравнения франшиз
1. Общая информация о франшизной сети

Чтобы сравнивать, для начала требуется получить информацию о компаниях: сколько лет они работают на рынке, сколько имеют своих, а сколько франшизных точек, сколько из них закрылись и по какой причине.

2. Конкурентоспособность бренда

Сравните конкурентоспособность франшиз: популярность бренда каждой компании, уникальность товара или услуги. Понятно, что федеральная или международная сеть будет более узнаваема потребителями, чем франшиза-новичок регионального значения, поэтому есть вероятность, что известная франшиза будет окупаться быстрее, чем франшиза «ноунейм».

3. Юридический аспект

Узнайте, есть ли у франчайзора товарный знак, оформлены ли патенты, какие условия сотрудничества предлагает он своим партнерам. Особенно стоит уделить внимание таким пунктам договора, как «Условия завершения договора». Убедитесь, что они не являются кабальными.

4. Финансовый аспект

Сравните размеры паушального взноса и роялти. Они должны быть обоснованы. Узнайте сколько потребуется денег, чтобы открыть свою точку и начать работать. Лучше, если франчайзоры предоставят детальные расчеты, которые учтут все расходы до копейки.

Уточните требования, который владелец сети предъявляет к поставщикам оборудования и расходных материалов, поинтересуйтесь, предоставляются ли льготы и специальные скидки франчайзи, приоритет первым предприятиям франшизы на определенной территории.

Оцените бизнес-планы франшиз: учтена ли там арендная плата, расходы на ремонт, налоги на оплату труда персонала. Там не должно быть «скрытых» расходов, спрогнозированы сроки окупаемости и указана рентабельность.

Попросите продавцов франшизы подготовить анализ потенциала территории, на которой планируете работать. Может оказаться, что сотрудничество с франшизой конкретно в вашем городе не имеет смысла, к примеру, из-за большого количества конкурентов или высоких требований к помещениям.


5. Система поддержки и контроля

Сравните системы поддержки франчайзи и удостоверьтесь, что они задекларированы в договоре. Многие франчайзоры заявляют о помощи, а на деле бросают «выплывать» франчайзи самостоятельно. Также желательно, чтобы франчайзор вел контроль за работой франшизных точек. Внимание к деятельности «подшефных» предприятий свидетельствует о заинтересованности франшизы в развитии и соблюдении собственных стандартов.

Узнайте, будут ли с вами на протяжении сотрудничества коммуницировать ключевые сотрудники компании-франчайзора и как будут помогать.

6. Личное общение с франчайзором

Прежде чем принимать решение о приобретении франшизы стоит лично познакомиться с франчайзорами - владельцем компании или руководителем отдела франчайзинга. Встретиться лицом к лицу, понять подходите ли вы друг другу и составить впечатление о стиле руководства компанией можно на профильных мероприятиях, выставках, форумах. На заметку - одним из показателей заинтересованности самого франчайзора в развитии своего бизнеса в вашем регионе является как раз его участие в подобных мероприятиях региона. В рамках Краснодарского края, ЮФО и СКФО найти перспективных партнеров для открытия бизнеса по франшизе и купить франшизу можно на выставке Krasnodar Franchise Expo, которая пройдет в кубанской столице 18-19 октября 2019 года.

7. Знакомство с франчайзи

Эксперты считают, что знакомство с франчайзинговыми партнерами – главная часть при подборе франшизы. Пообщайтесь с несколькими франчайзи, чтобы получить ответы на вопросы о том, оправдались ли их надежды об окупаемости, получают ли они действенную помощь от франчайзора, довольны ли сотрудничеством.

Какие сигналы должны насторожить при выборе франшизы

Анализируя франчайзинговые предложения, обратите внимание на отрицательные маркеры, которые «предупредят» о том, что с франчайзором лучше не связываться.

На ненадежность франшизы указывает отсутствие регистрации на товарный знак и отсутствие стратегии развития франчайзора. Стоит насторожиться, если владелец франшизы не предъявляет никаких требований к франчайзи и утверждает, что предприятие будет работать само по себе, а его хозяину практически ничего не придется делать.

Аргументами в пользу отказа от сотрудничества являются: требование франчайзора платить за франшизу и товар только наличными, преувеличение или сокрытие показателей доходности, а также отказ предоставить контакты уже работающих франчайзи. Так же не рекомендуется связываться с франшизами, у которых нет своих действующих точек.

Напротив, в пользу франшизы свидетельствуют: длительный срок работы сети, положительная деловая репутация франчайзора, громкие рекламные кампании в федеральных СМИ, наличие большого числа точек франчайзи. Если франчайзор требует обязательного заключения договора коммерческой концессии с последующей регистрацией в Роспатенте, то это также является индикатором надежности.

Подходите к приобретению бизнеса с холодным расчетом, взвесьте все аргументы «за» и «против» и только после принимайте решение.