ФРАНШИЗЫ VS КОРОНАВИРУС: КТО ПОСТРАДАЛ, А КТО СПРАВЛЯЕТСЯ С ПРОБЛЕМАМИ И РАСТЕТ В КРИЗИС
Пандемия коронавируса и спровоцированный ею экономический кризис ударили по предпринимательству в России. С трудностями столкнулись представители как крупного, так и среднего и малого бизнеса, в том числе франчайзинговые проекты. Однако даже в такой сложный период многие компании находят возможности для развития и успешно адаптируются к новой реальности.
Меры поддержки бизнеса
Значительнее всего кризис повлиял на компании, работающие в туристической, гостиничной, развлекательной отраслях, сфере услуг. В условиях пандемии коронавируса Правительство России объявило о введении мер поддержки для бизнеса:
- мораторий на штрафы, в том числе на уплату уже выписанных,
- льготное кредитование,
- отсрочка по налогам, кроме НДС,
- отсрочка по страховым взносам в социальные фонды,
- каникулы по обслуживанию кредитов.
Это только первый пакет антикризисных мероприятий. Федеральные власти разрабатывают дополнительные меры поддержки бизнеса.

Среди тех, кто жалуется на финансовые потери, есть представители франчайзингового сообщества – компании-правообладатели и франчайзи.

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), значительная часть из 60 000 франчайзинговых предприятий и компаний-правообладателей, работающих в сфере HorReCa, туризма, образования, развлечений и спорта в России, испытывают финансовые трудности. Ассоциация направила в Правительство РФ свои предложения по смягчению последствий кризиса и помощи франчайзинговым компаниям, сообщает пресс-служба РАФ.

Между тем, экономический кризис – период развития для франчайзинга. Российская статистика за 2008-2018 годы свидетельствует о том, что и компании-правообладатели, и франчайзи лучше, чем другие представители малого и среднего бизнеса адаптируются к сложным экономическим условиям. Устойчивость франчайзинговых проектов объясняется тем, что основатели франшизных сетей имеют свой опыт антикризисных решений, который используют сами и передают партнерам.
Какие франшизы используют кризис для роста
Многие франчайзинговые компании не сдались под натиском коронавируса. В новых экономических условиях часть предприятий нашла возможности для роста.

Некоторые заведения общепита перестроилась с обслуживания посетителей в залах на обслуживание онлайн – организовали прием заказов на сайте и доставку еды. Переход многих россиян на удаленную работу и пребывание на самоизоляции вызвали увеличение онлайн-заказов в несколько раз.

Прирост числа покупателей и, соответственно, увеличение прибыли зафиксировано в интернет-торговле. Россияне, которые теперь опасаются делать покупки в людных магазинах, с удовольствием устраивают для себя онлайн-шопинг. Вместе увеличением онлайн-заказов растет спрос и на услуги доставки.

В «плюсе» из-за коронавируса оказались компании, работающие в образовательной сфере и сумевшие быстро перестроиться на онлайн-общение с клиентами. Дистанционные уроки с репетиторами стали пользоваться большим спросом, чем ранее.
Какие приемы могут помочь выжить бизнесу в кризис

Переход в онлайн, стал для многих компаний настоящим спасением. Если у предприятия есть такая возможность, то необходимо использовать эту стратегию, чтобы выжить и сократить потери.

В интернете без потери качества можно проводить конференции и вебинары, обучающие курсы, мастер-классы. Например, некоторые детские образовательные центры в «карантинный» период, чтобы не потерять клиентов, проводят для учеников онлайн-уроки. Часть мам заказывают индивидуальные занятия для детей и платят за них.
Магазины, которые ранее вели торговлю исключительно офлайн, перепрофилируются на онлайн: кто-то в срочном режиме создает интернет-магазины, а некоторые используют социальные сети.

Рестораны и кафе, сети общественного питания налаживают услуги доставки – кто-то организует свою команду курьеров, кто-то обращается к услугам уже известных сервисов.

Повышенным спросом в настоящее время пользуются услуги онлайн-консультантов, которые могут помочь организовать работу на «удаленке» крупным компаниями и отдельным клиентам, испытывающим трудности с работой в интернете. Многие предприниматели уже зарабатывают, консультируя заказчиков и настраивая их дистанционную деятельность.
Одни франчайзинговые компании кризис, вызванный пандемией, подтолкнул к развитию, другие – поставил на грань выживания. Смогут ли остаться на плаву компании-правообладатели и фрначайзи, попавшие в сложную финансовую ситуацию – прогнозировать точно невозможно. Все зависит от сложившейся ситуации в стране, мер поддержки, принятых Правительством, действий самих компаний.

Кризис проверит франшизы на жизнеспособность, гибкость, умение подстроиться под требования потребителей. Выживут и будут развиваться те компании, которые разглядят в кризис новые возможности для развития и воспользуются ими.