ЭТИЧНЫЙ БИЗНЕС: КАК УСТРОЕНА СОЦИАЛЬНАЯ ФРАНШИЗА
Можно ли стать партнером социально ориентированного бизнеса без большого опыта и профильного образования

О том, как тиражируются бизнес-модели социально ориентированного бизнеса, преимуществах и рисках таких франшиз мы поговорили со Светланой Василенко, директором по франчайзингу Лаборатории «Гемотест» – компании-победителя Всероссийского конкурса «Социальный франчайзинг» 2018 года.

– Светлана, есть ли у франшизы с приставкой «социальная» принципиальные отличия от более распространенных бизнес-моделей – кофеен, магазинов? Или эта разница существует только для владельцев головной компании?

– Социально ориентированный бизнес нацелен на удовлетворение базовых потребностей человека. Это значит, что и владелец франшизы, и его партнеры в долгосрочной перспективе более устойчивы, меньше зависят от колебаний спроса, спровоцированных модой на какие-то товары или услуги. В нашем случае речь идет о здоровье – том, что необходимо каждому человеку, независимо от его возраста, пола, интересов и социального статуса.

«Гемотест» вместе с партнерами (сейчас у компании открыто 460 франчайзинговых точек во всей России) ежегодно оказывает услуги лабораторной диагностики 5 миллионам пациентов, и до предела развития еще очень далеко. Наша сеть прирастает на 30% в год, причем речь идет не только о городах-миллионниках, но и о малых городах, и даже удаленных поселках: людям везде одинаково важно иметь возможность быстро получить достоверную информацию о состоянии своего здоровья.

Бизнес, основанный не на сиюминутном хайпе, а на вечных ценностях, стабилен и предсказуем: наш опыт показывает, что франчайзи, независимо от региона, в котором открывают лабораторное отделение, выходят на точку безубыточности к 3-му месяцу и окупают бизнес в течение 1,5 года. Краснодарский край с этой точки зрения особенно перспективен: регион – третий по рождаемости в России, а с ростом населения всегда растут и потребности в качественных услугах, в том числе медицинских.

Важный бонус социальной франшизы – предприниматель получает не просто эффективный, но и этичный, уважаемый бизнес. Недавно нашему партнеру предложили открыть франчайзинговую точку алкогольной продукции. Он отказался, ответив: «Это претит моим внутренним ценностям».
Светлана Василенко директор по франчайзингу Лаборатории «Гемотест»
– К вопросу об этичности: некоторые предприниматели опасаются, что федеральная лаборатория не сможет обеспечить пациентам региональных франчайзи стабильно высокое качество услуг, что повлечет репутационные риски.

– Эти опасения беспочвенны: бренд федерального масштаба как никто другой заинтересован в сохранении своей репутации. Результаты исследований «Гемотеста» признают все медучреждения РФ – от государственных больниц до частных клиник. Наша задача – принести качественную диагностику в самые удаленные регионы страны, поэтому мы инвестируем и в технологии, и в логистику.
Компания бесплатно обеспечивает всех франчайзи специальными термосумками и хладоэлементами, которые позволяют транспортировать биоматериал в неизменном виде: для одних исследований он, например, замораживается, для других на протяжении всего пути хранится при маленьком плюсе. Мы всегда выбираем максимально быстрый способ доставки: не экономим на самолетах, если нужно, используем мультимодальные перевозки. Даже из Анадыря или Южно-Сахалинска биоматериал обычно доставляется в лабораторию не больше чем за 24 часа. Сама лаборатория работает круглосуточно, поэтому пробирки сразу же проходят контроль качества и поступают на исследования.

У нас очень сильная система контроля качества: она подтверждена сертификатами ISO: 15189:2007 и ISO: 9001:2015, для осуществления внешнего контроля мы добровольно участвуем в международных программах ФСВОК (Россия) и EQAS (Bio-Rad, США). Если при разборе поступивших проб в биоматериале обнаруживаются дефекты, которые могут повлиять на ход исследования, он не берется в работу. В таких случаях мы сразу же предупреждаем лабораторное отделение и приглашаем пациента на бесплатное повторное взятие биоматериала. Дефекты могут быть связаны с ошибками при взятии крови или (намного чаще) с несоблюдением пациентом требований к подготовке к анализу. Независимо от причин, оплачивает повторное исследование сам франчайзер: отсутствие сомнений в достоверности результата – наша забота.

– Как франчайзи соответствовать таким высоким стандартам? Купить лабораторную франшизу может только врач или предприниматель с большим опытом в медицинском бизнесе?

– Нет, для нас важно, чтобы партнер разделял наши ценности и был готов развивать лабораторное отделение – всему остальному мы обучаем. Среди наших партнеров – люди в возрасте от 17 до 70 лет, при должной поддержке наладить бизнес удается и студентам, и пенсионерам. С первого дня за франчайзи закрепляется персональный менеджер: он проводит нужные расчеты и консультирует франчайзи по всем аспектам ведения бизнеса – от оценки конкурентной среды до выбора помещения и найма медсестер. Мы берем на себя и ценообразование, и маркетинговое продвижение, обучаем собственника лабораторного отделения в бизнес-школе «Гемотест», а персонал – в тренинговом центре или при помощи вебинаров.

Но это не значит, что нам нечего предложить собственникам медицинского бизнеса, которые хотят расширить спектр услуг и привлечь новых пациентов. В этом году «Гемотест» запустил облегченный формат франшизы специально для медцентров и врачей частной практики. В отличие от стандартной франшизы, суммарные инвестиции в которую могут достигать 2–2,5 млн рублей, франшиза-лайт требует не более 100 тысяч рублей. При этом у «облегченных» франчайзи есть полный пакет сопровождения партнерских проектов: от маркетинговой и рекламной поддержки до логистики, программного обеспечения и бесплатного обучения сотрудников.